Финляндия - Эстония, июнь 2010.
Москва-Финляндия.
Закончили обычный рабочий день вторника. Теперь нужно за вечер собраться и гнать в Финляндию. Первый раз в жизни я ехал в поездку, толком не собравшись и не спланировав деталей. И впервые экспромт на тему "авто-вело путешествие". Сборы свелись к "покидать шмотки и велики в машину". В выходные перед сборами ездили в смоленскую область, занимались "Офф-роудом", катались на байдарке и разводили пчел :-). Ладно, вернемся к поездке. Закидывание вещей в машину продлилось до 10 вечера. В 22:30 мы отъехали от дома.
Таня героически села за руль первая и вела машину, пока не кончился бензин. А бензин кончился через 55 минут езды, т.к. я не удосужился заранее заправить машину:-). Пока Таня была за рулем, ее поприветствовала Сиенна, видать тоже участник siennaclub.ru. В ответ мы "подали голос". Не знаю, куда он ехал, - куда уж нам, мы не знали, куда мы сами едем :-),- но скорее всего нам ехать дальше.
На первой заправке мы поменялись. Я принял управление крейсером, а Таня ушла в каюту спать.
Давно не ездил в ночь по Питерской трассе. Вообще, в будний день в этом есть смысл - пробок нигде не было. Химки, Солнечногорск, Тверь и Вышний Волочек проскочили без проблем. Гаишников практически не было, да мы и не нарушали. В какой-то момент начал замечать, что фур на дороге больше, чем легковых машин. Начал развлекаться тем, что считал, сколько фур приходится на один легковой автомобиль на встречке. Делал так: проезжает легковой, и я начинаю считать фуры до следующей легковушки. Рекорд оказался - 17 штук! в среднем, на каждый легковой автомобиль приходилось 4-5 фур!
Очень порадовала объездная Новгорода. Раньше это был самый тяжелый участок дороги Москва-Питер, теперь это без преувеличения самый лучший и приятный участок трассы Е105. Правда, не советую ехать там быстрее 120км/ч. Из 4-х гаишников, которые стояли на трассе, 2-ое мерили скорость именно на объездной. Дорога настолько хорошая, что ехать там 160-200 там не зазорно.
Моя ночная вахта продлилась 300миль и до 5-ти утра. Вдохнув утреннего свежего воздуха, мы поменялись с Таней. Я залег спать. И проснулся только от ворчания Танюшки - "ёлки-палки, куда тут ехать!". Это мы приехали к КАДу. Развязка Московского ш. и КАД очень затейливая. И даже по навигатору не сразу сообразишь, в какую дырку ехать, чтоб повернуть направо. Повернули удачно. Я опять залег, в попытке поспать.
На пути к Выборгу кончился бензин и это был повод поменяться. Таня проехала 150 миль, что неплохо для меня (ибо отдохнул). Пробег на одном баке составил 450 миль, что неплохо для машины :-)
До границы оставалось менее 100 км. За разговором мы быстро долетели до погранперехода в Светогорске. В 9:30 встали в маленький хвостик. Процедура знакомая, погранпереход знакомый, так что мы без суеты быстро проштамповали декларацию и паспорта. На финской границе: совет - если едете дикарем, типа "куда глаза глядят", заучите название основного пункта назначения и АДРЕС любого кемпинга или гостиницы там... финский погранец очень хотел знать, куда мы едем :-). Еще прикол с Финской границы: проштамповали паспорта, выходим к машинам, открыли багажник и двери, ждем таможню..... машина перед нами тоже в такой же раскоряке... все остальные уже куда-то уехали.... Стоим ждем.... запускают следующую партию.... люди штампуют паспорта и уезжают. Короче, финны ленятся даже заглядывать через стекло в машины. Видать, через камеры смотрят :-). В 10:30 по МСК мы въехали в Финляндию.
Финляндия.
Взяли курс на Савонлинну. Погода прекрасная, настроение еще лучше. Видим озеро и указатель на парковку. Парковка была оборудована не только столиками и навесом, но и мостками на озеро. Мы не удержались и разложили коврики на этом причале, перекусили и подремали. Солнце, свежий ветерок с озера обдувает, птички поют - КРАСОТА! Пару часов, а может больше, мы кайфовали.
Но руки требуют руля, и мы рванули дальше.
Савонлинна - довольно большой городок по финским меркам. Из достопримечательностей - крепость Святого Олафа, 1475. Машину мы бросили на окраине - приглянулась парковка рядом с кладбищем :-).Дальше сели на велосипеды и поехали осматривать город. Добрались и до крепости.
Крепость стоит в протоке реки на естественной каменной плите. Таких плит в округе очень много. Крепость каменная, очень симпатичная. Мы поставили велики и пошли гулять по крепости. Не поняли, где платить и нужно ли платить, хотя подобие касс было. Территория крепости небольшая. В комнатках оборудованы микромузейчики оружия, монет и православный музейчик с несколькими иконами и атрибутикой. Прямо под ногами чайки высиживали яйца!
В крепость ведет понтонная переправа. Мы наблюдали, как оперативно ее отводят для провода баржи. 2 минуты - и проход открыт, баржа прошла, 2 минуты - и переход восстановлен.
Осмотрев крепость, мы на велосипедах подъехали к музейчику кораблей. Стоит 4 старых корабля. Мы не стали платить 5 Евро за вход на них, а просто снаружи осмотрели эти артефакты :-) Рядом с кораблями стоит "фигвам" с надписью "жилище каменного века". Залезли в него... нормальная хата, но душа не хватает :-). Посмотрев достопримечательности, поехали обратно к машине. По дороге ехали по жилым кварталам и наслаждались уютом финского провинциального городка.
Улицы и газоны убирают не таджики, а очень симпатичные студентки. Вообще, местные работают неторопливо, но работают,а не прохлаждаются.
Вернувшись к машине, решили отъехать от города и сразу искать место для стоянки. Со второй попытки нашли хорошее место на берегу небольшого озера и легли подремать. Через пару часов проснулись, поужинали и сели на велики, чтобы совершить вечерний моцион, типа прогулки. Прохладный вечер довез нас до ближайшего городка Juve. На великах очень приятно осматривать городки. Совершили небольшой тур по "промзонам" и жилым кварталам. И то и другое очень уютное. По душе мне этот финский подход к обустройству своей жизни: всё просто, функционально, аккуратно, без лишнего пафоса.
Насладившись городком, поехали обратно к машине. Так, не спеша и наслаждаясь жизнью, мы за день проехали на велосипедах почти 26 км. Залегли спать в машине... красота!
Утро 10.06.2010: погода - класс! Завтрак на траве. Решили заехать и заняться шопингом в Juve. Купили мелочевку и холодильник в машину. Еще раз убедились, что провинциальные финские городки очень уютные. Дорога зовет к великому пчеловоду Юхани Ваара. Тесть дал поручение купить у него кое-какую мелочевку для пчел. Опять слава навигатору и картам Финляндии, в которые зашиты все грунтовые дорожки. Фирма Юхани расположена вдали от асфальта, но навигатор провел нас через хуторки прямо к ангарам, где расположены склады и небольшой цех по сборке самых крутых медогонных аппаратов. Юхани оказался рубахой-парнем, показал нам все новинки пчеловодческой индустрии, показал прибамбасы к ульям и новинки ульестроения. Потом повел в цех, где собираются маленькие медогонки и большие полуавтоматические линии. Мы купили у него специальные перчатки, пару коробочек для матки, вынималку матки и какую-ту штучку, чтоб выковыривать личинки из сот. За каких-то полчаса мы стали продвинутыми пчеловодами. Под конец он показал нам добрых пчел. я первый раз видел, что к рабочему улью можно было подойти без костюма и дымаря, открыть крышку и смотреть, как пчелы работают. при этом разговаривать и тыкать пальцем в улей! Но медом Юхани нас не угостил, хотя хвастал, что у него 3000 ульев(семей).
попрощавшись с гостиприимным Юхани, мы поставили на навигаторе Таллин...навигатор завел нас на паром Викинг (видать они проплатили IGo :-). Мы погорячились и сразу оплатили за парковку 10 Евро за 5 часов. А билетов на паром на сегодняшний вечер не оказалось для машин длиной больше 5-ти метров :-(, - были билеты на маленькие машины машины или на большие на утренний рейс в 11 часов утра за 114 Евро... Расспросив сотрудницу Викинга, выпытали у нее тайну, что есть еще паром в Таллин у их конкурента - Талинк. Машину бросили на парковке, а сами покатили на великах на причал, откуда ходят паромы Талинк. Ехать до причала Талинк на великах примерно 30 минут. Надо сказать, по этому маршруту (между причалами) мы прокатились 4 раза. В итоге мы купили билет за 84 Евро на паром Суперстар Талинк на сегодняшний вечер (отход в 22:00). Прокатились на велосипедах по достопримечательностям центра Хельсинки. Вообще, мы еще раз убедились, что передвигаться по европейским городам очень удобно на велосипедах. Скорость сравнима с автомобилем, но проблема с парковкой отсутствует.
Под завершение велосипедной прогулки по Хельсинки наблюдали полет воздушных шаров в лучах заходящего солнца на фоне самой большой православной церкви Западной Европы. Покупайте наши шары , чтоб создавать позитивное настроение людям всей земли! :-)
До парома добрались почти без проблем, если не считать, что немного понервничали из-за пробки, которая образовалась из-за того, что пришел паром Викинг, а мы стояли в самом дальнем углу парковки... но на удивление выбрались минут за пять. Еще раз убедились, что велосипед хорошо, на нем в пробку не попадешь. К парому Талинк мы приехали вовремя и без спешки заехали в чрево этого гигантского корабля. На море штиль, солнце над горизонтом - опять красота! Как же хорошо жить на белом свете :-)
Эстония.
Пришли в Таллин затемно. С парома нас выпустили в последних рядах. На улицах пустынно. Мигают желтым светофоры. На навигаторе поставили ближайший пригород, оказалось недалеко от аэропорта. Проехали аэропорт, свернули в первый попавшийся проулок и залегли спать в машине.
11.06.2010...Замечательно проспали до 9-ти часов. Без завтрака поехали в ближайший к центру торговый комплекс. Была мысль позавтракать в Макдональдсе, но потом, перекусив конфетами, решили сразу ехать в Старый город. Машину бросили в торговом центре, который находится рядом с аэропортом. На навигаторе набрали название одной из центральных улиц. Оказалось, до туда 3,4 км. Для велосипеда это не расстояние. Очередной раз убедились в правильности тактики "машину бросать в пригороде, дальше на велосипеде". Через 20 минут мы были в Старом городе. за пару часов мы объездили, наверное, все смотровые площадки и все достопримечательности. Даже покатались по обшарпанным улицам, поглазели на свадьбу и выставку цветов. Накатавшись, решили зайти в ресторан. Зашли... остались там, только потому что лень было искать другой ресторан. Официантки по-русски не говорят, по-английски двух слов связать не могут, с блюдами напутали... супчик и какао были хороши с голодухи, но все остальное было так себе. Мы люди не гордые - остались сыты, и ладно.
На улице дождь, а по Старому городу мы столько кругов сделали, что уже не знали, в какую сторону ехать. Поймали на улице приятных девчушек, и они нам объяснили, в каком примерно направлении аэропорт. правда, в конце концов, я включил навигатор. Дождь все усиливался. Вот он - недостаток велосипеда. Но мы промокнуть не боимся, дошлепали по лужам до машины, мокрые почти насквозь. Кстати объехав вдоль и поперек весь старый Таллин, мы проехали всего 17 км.
На часах примерно 3 часа дня. Дождь льет как из ведра. Взяли курс на Великие Луки. Дождь еще усилился, скорость приходилось снижать до 50-60 км/ч. Навигатор упорно хотел нас провезти через Печоры по грунтовым дорогам, а главное прогнозировал, что 500 км нам ехать больше 12 часов!... Долго не мог понять, что случилось с навигатором, пока не заметил, что забыл переключить его из велорежима в автомобильный. Господа, никогда не грешите на технику, вы просто неправильно даете ей указания. С навигатором разобрались, и он нас привел к очереди на пропускной пункт Luhamaa (Изборск Е77-А212) к 19:00. Очередь с виду не очень пугала. К нам сразу подошел продавец очереди, сказав, что стоять 6 часов... он не сильно ошибся. Но мы никуда не спешили, т.к. в В.Луках нам нужно было быть через 20 часов. Я сходил изучить очередь. Стоят 95% эстонцы-"бензовозы" на пассатах Б3 и американских старых рыдванах и продавцы очереди. Мы подремали в машине, потом вскипятили чайку...еще подремали. Ура, спустя 4 часа мы въезжаем на эсстоноонннссккий пропускной пункт. Ну, блин, тормоза. По-русски и по-английски не говорят... Мы думали, что эстонцы тормоза. Приехали на российскую границу. там очень милые девушки и парни (правда доброжелательные) Тааааак долго оформляли документы, что можно было только удивляться, как тут вообще можно проехать через границу. В 12:10 уже 12.06.2010 мы ехали мимо очереди, которая стояла в обратную сторону. В этой очереди только эстонские номера и в основном Пассаты Б3 и Б4. Это была самый долгий переход границы за мою практику, слава Богу, мы никуда не спешили, а даже наоборот :-). Поговорил с одним из водителей, он сказал, что в Печорах иногда удается пройти границу быстрее, но можно зависнуть. Но мы для себя решили следующее (краткий итог по Эстонии): учитывая отношение эстонцев, кривую дорогу и жуткую границу, в Эстонию в ближайшее время мы не поедем. Финляндия ближе, удобнее, миролюбивее... Да, еще про Эстонию: перед самой границей человек в форме полицейского сунул мне в рот алкотестер, уж не знаю, одноразовая ли была трубка, я человек не брезгливый... пусть эстонцы моих микробов откушают потом :-)... опять же по-русски и по-английски этот страж порядка не разговаривал.
Россия (В.Луки, Пушкинские Горы)
Ура, мы дома! Ночь. Вроде стартанули сразу до Великих Лук, но, проехав примерно 100 км, решили свернуть в лес и поспать. Свернули, из машины не выходили, ибо знали, что снаружи нас ждут.... комары ;-) Ночью была страшная гроза. Высоких деревьев рядом не было, пугала не столько молния, сколько падающие деревья. Утром проснулись часов в одиннадцать. Не вылезая из машины покатились в Великие Луки. Солнышко светит, красота. На дороге валяются (уже распиленные) деревья, упавшие после бури этой ночью. Покрытие дороги то хорошее, то посредственное, но ехать можно. Иногда стоят гайцы, измеряют скорость. Мы ехали не более 100км/ч. Один гаец проводил меня неодобрительным взглядом типа "ну и что ж ты 90 едешь на такой машине? я тут что, зря стою?!"... А мы наслаждались дорогой. Вдоль дороги продавалась земляника, и мы купили 0,5л за 350 рублей. Остановились в светлом сосновом лесочке и съели половину земляники - свежая, спелая, вкусная!
приехали в В.Луки, Методом опроса местных жителей нашли гостиницу на ул.Фурманова, 65. Ну не гостиница, а хостел хорошего европейского уровня. Удобства на этаже, но есть номера с удобствами в номере. Есть Wi-Fi в номере и вроде бы бесплатно, но я сходу к нему подключиться не смог, а разбираться было лень. В холле стоит компьютер, можно бесплатно залезть в интернет.
Основная цель нашего визита в В.Луки, это "поздороваться" с участниками Чемпионата России по Воздухоплаванию. Мы сели на велосипеды и поехали на аэродром. Там, как я и ожидал, никого не было. Сделал звонок другу и узнал, что вся тусовка в Драматическом театре и мы погнали туда. На награждение не успели, зато отметились на фуршете. Поздоровались с кучей знакомого народа, разузнали о том, как прошел чемпионат, кто победил и о вечерних полетах на сегодня. Вечер был ветреный, так что на полет решился только один пилот. Имя "героя" называть не буду, так как полет на самом деле запретил офицер по безопасности ;-). Вечером было ночное свечение (night glow)... кто не видел, рекомендую посмотреть хотя бы на картинках.
Ура, спим в кровати :-). Сон был крепкий, так как в В.Луках на велосипедах мы накатали 27 км. Была еще одна хитрость для крепкого сна - мы брали средство от комаров! В В.Луках ОЧЕНЬ много комаров!
12.06.2010 Проспали до 11. Немного мучений по выбору дальнейших действий. Решились поехать в Пушкинские Горы. 160 км от В.Лук и, что обидное, назад от Москвы. Дорога от В.Лук до Пушкинских гор на удивление в хорошем состоянии. Доехали за 2 часа. Посетили Святогорский монастырь с могилой Пушкина А.С. Потом прогулялись по Михайловскому - Красивейшие места! Завалились в трактир, поели вкусно и недорого. На часах 19:50 - пора ехать домой, впереди еще почти 600 км по трассе М9. До дома добрались к 3 часам ночи, уже 13.06.2010.
Всего проехали 2704 км.
Средняя скорость 79 км/ч
время движения 38ч38мин
Всего потратили 23'563 руб.
курс евро 38.65 руб/Евро