Вокруг Черного моря. 8641 километр с тремя детьми.

Авторы отчета: Таня и Витя
Решив весной ехать на море, я все три месяца искренне думала, что поедем в Болгарию стандартным путем через Европу, а Витя искренне надеялся, что пронесет и я с детьми поеду в Калязин. Но примерно за неделю до поездки...шоу пошло не так...т.е. что-то пошло не так , и мы решили ехать в Болгарию через... Грузию. А поскольку вся семья Грузию нежно любит, решение было принято единогласно.

сборы

План поездки выглядел незамысловато,

Сборы были быстрые. Дети напихали что-то в свои чемоданы, родители проследили, что взяли деньги и паспорта.

Итак, маршрут не проложен, но машина упакована, дети сгорают от нетерпения в предвкушении путешествия и обещанного горного мини-похода (хрена себе мини – почти 8500км)...в путь!

Витя проехал благополучно всю ночь, гадая задний или передний ступичный подшипник шумит, и мы уже рассуждали, быстро ли пройдем границу с Грузией и где будем ночевать, как какой-то инородный стук в машине заставил нас остановиться и проверить колеса и другие доступные системы машины. Осмотр авто не оставил сомнения, что задний левый ступичный подшипник испустил дух, ну точнее уже находился в предсмертных судорогах . Поняв, что долго так не протянем, связались с друзьями из Железноводска, сообщив, что обрушимся им как снег (однако был конец мая на дворе) на голову примерно часа через 2. Машина не дотянула до дома друзей 800 метров.

Итак. Воскресенье. Вечер. Автосервисы не работают. Автомагазины тоже. Эвакуатор может прибыть только на следующий день... Занавес...Ну, почти занавес. Сутки нормально не спавши, стресс от поломки машины, а мы отправляемся на пиротехническое шоу в Ессентуки. Ну как отправляемся, нас почти волоком, полуживых вытаскивает Виталий и Ко. За что мы ему несказанно благодарны, ибо это было грандиозное международное представление…

на пиротехническом шоу

Вспомнил свое детство, как надувал шары и на зависть толпе улетал вдаль или уезжал на машине сопровождения. Несмотря на большой перерыв, руки помнят как собирать шар.

Дети тоже немного приобщились к воздухоплавательной атмосфере.

Таким образом, мы зависли в Железноводске, а машина в Пятигорске аж на 3 дня, пока решали вопрос с ремонтом.

В самом гостеприимном доме Железноводска. Еще раз спасибо Виталию Ненашеву. Несмотря на то, что он готовился к побитию мирового рекорда (и побил-таки его в тот день, когда мы уехали в Грузию) он сильно помог нам с ремонтом, проживанием и вообще обеспечил нам культурную программу на 1000%

ремонт

Машина была благополучно реанимирована - замена двух ступичных подшипников и задних тормозных колодок, заодно прошла полную диагностику, до которой не доходили руки последние несколько лет - даже Тойота не выдержала издевательства многолетнего необслуживания.

Итак, наша везде пропадала, двинулись дальше в путь раааанним утром в четверг. В Верхнем Ларсе оказались около 6-ти утра, границу прошли за 20 минут.
Первая запланированная остановка — Степанцминда. В прошлый раз мы не попали в Троицкую церковь в Гергети, а очень хотелось. Я приготовилась штурмовать горные тропы на полдня пути, а оказалась, что за пару месяцев до нашего приезда в Гергети проложили прекрасный асфальтовый серпантин!

Грузия

Красивый вид на Казбек - вторая по вышине гора Кавказа.

Новая дорога к Троицкой церкви.

Шикарный заезд, огромная стоянка наверху, а виды — закачаешься!!! Мы даже успели на утренную службу. Пожалели, что не выехали из Мин.вод в среду вечером, чтобы поставить палатку и переночевать в таком прекрасном месте.

Грузия

Следующий пункт путешествия — съезд с трассы в горы. Витя выбрал замечательное место Абано, но в момент, когда машина проезжала по осыпающейся грунтовой горной дороге или полуразрушенным мосткам, я сидела, закрыв глаза, и молилась, чтобы мы выжили! Хотя давно должна бы привыкнуть — жена потомственного туриста, а не абы кого :). По прошествии времени после путешествия могу сказать, что места, которые выбирает муж, оказываются самыми интересными и впечатляющими. Я сама обычно составляю более банальные и привычные маршруты — по городам, например...

Каппадокия по-Грузински - местные посоветовали попробовать воду, которая стекает по этим террасам - действительно изумительный вкус, у нас такую воду продают, как самую дорогую минеральную воду. Без какого либо намёка на запах или привкус сероводорода. Набрали несколько бутылок.

Итак, горы, минеральные источники, горная река, скрытые монастыри, полуразрушенные древние башни и крепости, горное бурлящее озерко... Солнце ослепило нас, но мы прошли весь маршрут. Если б не задержка с ремонтом, у нас здесь была бы ночевка.

Дорога для гражданских машин, даже с полным приводом закончилась - дальше пешком

Конечно, мелкий наш с непривычки страшно устал и , насидевшись в рюкзаке, устроил невероятный скандал, отказываясь всего-навсего надеть кепочку от солнца. Пережили. В машине, конечно, уснул, и спал практически до Мцхеты, которая была следующим пунктом нашего путешествия.

Грузия

В Мцхете прогулялись по городу, посетили Светицховели и двинулись дальше. Потом пожалели, что не поставили палатку около монастыря Джвари над слиянием Арагвы и Куры...но...за всю ночь практически пересекли всю страну и остановились около пяти утра на отдых на берегу моря, не доезжая примерно 30 ка км до Батуми. Разложили палатку, разожгли горелку (в этом поездке обязанности по горелке были возложены на Алексея — и он прекрасно справился), приготовили горячий завтрак и чай. Побродили по черному песку, насладились запахом сосен, взяли с собой несколько огромных местных шишек..

Батуми — атмосферный и уютный курортно-приграничный городок с сохранившейся архитектурой в центре, с широченной набережной и гостеприимными кафешками... Вкус кофе нас поразил — фантастический! Может, они что-то туда подсыпают!?

Опасения по поводу границы Грузия-Турция были напрасными — быстро и ненапряжно прошли. Один нюанс — пассажиры отдельно, водитель в машине — отдельно, причём обе границы. Но эта фишка встречается и на других границах...Что делать если у одних возникнут проблемы, не очень понятно, как связаться.

Турецкий берег Черного моря, вдоль которого идет трасса, абсолютно нетуристический. Ехали, глазели на многоэтажки, вытянувшиеся вдоль побережья. На ночевку встали за каким-то ресторанчиком на окраине города Орду- оказалось уютно — на берегу моря. Ранним утром нас разбудил зов муллы – не православная страна, - догадался Штирлиц.
Собрали палатку, сделали горячий завтрак - ммм...после машинной сухомятки это кайф!

Следующий весь день был прогонный по Турции. В Центральной Турции, конечно, сложно с коммуникациями - практически никто не разговаривает по-английски.
Не доезжая примерно 40 км до Стамбула, у нас была запланирована ночевка в национальном парке. По прибытии выяснилось, что это не только замечательная пикниковая зона, но и практически полноценный кемпинг (столики, кран, туалет)- и мы были там не единственные, оставшиеся на ночь.

Турция

Но как сложно было договориться! Ребята раздали нам Вай-фай, у них на экране телефона - переводчик на английский, у нас - на турецкий. Им нужен нал, у нас нет лир. Они ищут аппарат для бесконтактной оплаты, мы тем временем находим мелочью 3,5 евро...-Пойдет?...-Окей!

Пятница, вечер...рамадан. Куча турок с детьми и собаками на отдыхе - и, что поразило, при этом все очень тихо и интеллигентно.
Ребята на корпоративе из-за соседнего столика угостили нас тарелкой овощей и нежнейшего острого мяса... услышав нашу русскую речь, к нам присоединился туркмен - порасспрашивал о Москве (жил когда-то), рассказал о тяжелых условиях жизни и работы в своей стране.
Я с Володей легла спать в нашей "железной" палатке, а Витя общался до ночи.
Наутро нас ждал Стамбул. Там мы были в 2013 году, и конечно, Аля ничего не помнила. Поэтому решено было пройти по тем центральным памятным местам, которые мы посещали раньше.
Дети были в восторге от города! Темпераментный! Яркий! Самобытный! Красивый :)))

Турция

Тоже место и те же лица, но только 5 лет назад в 2013 году

Накупив сувениров, подарков друзьям, лукума и фруктов, двинулись дальше - в Святой Влас.
На границе Турция-Болгария "повеселила" обязательная платная мойка в хлорке, причем днище не омывалось :). При этом оплата, как мы уже не раз встречали в Турции, только наличными лирами или левами – ничего себе, клоуны... предложили чешскими кронами, почти согласились :-)
В Болгарии виньетку смогли купить уже почти в Бургасе, раньше не было.
Во Влас прибыли в районе восьми вечера.

Болгария

Дальше было 5 недель пляжничества, фруктов, зарядки по утрам, совершенствования в плавании, похода в горы, наполненного общения и южной неги...

Витя прилетел обратно к нам 5-го июля, а выехали мы 7 июля вечером, в воскресенье. Забыли продлить виньетку и гринкарту – опять стресс. С виньеткой вопрос решается легко…. А вот то, что гринкарту можно купить только в РФ для машины из РФ, для нас, опытных автокочевников, стало шоком. Забегая вперед скажу, что прорвались без страховки до дома (подробности этой авантюры Витя расскажет только в приватной беседе).
У нас транзит в Австрию через Сербию, Хорватию и Словению. И он запомнился только бесконечной сменой границ, оплат виньеток и вопросом, как называется государство по которому мы едем.
В Австрии в районе Шлос Клаус забурились в горы и встали дикарем на берегу речушки – приложение mapy.cz с офлайн картами рулит.

Австрия

Несмотря на накрапывавший дождик, было очень уютно и приятно свежо после южной жары.

Здесь у нас заклинило сдвижную пассажирскую дверь, и в дальнейшем путешествии детям приходилось выходить из машины в сторону автотрассы, а не тротуара или обочины (по возвращении в Москву Витя при наличии необходимых инструментов быстро разобрался и устранил поломку https://www.youtube.com/watch?v=SMbJcjKQcjM).
Но мы не унывали и, полюбовавший с утра на ледниковое искуственно созданное горное озеро цвета глубокой бирюзы, двинулись дальше, в Чешский Крумлов.

Чехия

Там погуляли, пообедали, насладились видами (говорят, в Крумлове всегда хорошая погода благодаря расположению городка, окруженному холмистой местностью). Алешка, конечно, больше всего впечатлился трдельником, и долго допытывал у меня, могу ли это трдельник приготовить :))).
Нагулявшись, отправились в место своей ночевки - в Дечин.

Уютный городок со своим замком, зоопарком стоит на границе национального парка.
Следующие пять дней тусили в Чехии, осваивали пешие горные маршруты, сгоняли в Дрезден, ели шашлыки на даче у друзей и отсыпались :)
Немного фотографий из Дрездена

Германия

Транзит Дечин-Москва Витя гнал без остановки бессменно!!! Хвала герою :), хотя убивать таких героев надо, ведь мог заснуть за рулём и отправить семейство к праотцам.

По факту маршрут выглядит примерно вот так: