Поездка в Финляндию в Юлляс на новогодние праздники покататься на горных и беговых лыжах. 01-09 января 2010 года.

Подготовка
У подножья горы Yllastunturi расположено два городка Yllas на юге и Akaslompolo на севере. Выбор курорта Yllas за нас сделали Дмитриевы. Мы только выбрали для себя домик и оплатили его. Жили мы не в Yllas, а в городке Akaslompolo.. Уже в конце августа выбор дешёвых домиков на (http://www.destinationlapland.com/) был небольшой, хотя выбор оставался довольно богатый. Но нужно учесть, что на дворе был кризис и поток туристов по сравнению с предыдущим годом немного снизился.

Дмитриевы ехали на 2 недели, мы же решили уложиться в новогодние каникулы, т.е. мы и Алексеевы забронировали домик на 1 неделю. После бронирования быстренько закупили гринкарту на авто и мед.страховку и я побежал в посольство Финляндии. В сентябре народу в посольстве еще был не много, плюс я воспользовался записью через интернет, плюс лояльность посольства Финляндии… в итоге полугодовая мультивиза на семью в кармане :-).
Дорога Москва-Юлляс(Акасломполо):
Запрет петард в Москве сыграл нам на руку, т.к. скромно отметив Новый год, смогли лечь спать в 2 часа ночи и хорошо выспаться. Выехать удалось в 10:15 утра. Питерская трасса была пустая. Погода по дороге была нормальная. Единственное что напрягало, так это гололёд. С виду сухой асфальт представлял из себя каток, по которому классно было бы кататься детям на ботинках. Один раз, вылезая из машины, я чуть не навернулся. Только благодаря пустой дороге удавалось держать скорость в районе 100км/ч. В населённых пунктах, несмотря на 1 января, стояло много гаишников – мерили скорость. Я придерживался тактики проходить населенный пункты на 78км/ч или за фурой. В итоге ни разу не был остановлен. Под Питером нас догнали Алексеевы. Дальше до Юлляса ехали вместе. На самом деле в Финляндию мы ехали четырьмя машинами, но т.к. ритм движения у всех разный, то решили ехать по отдельности.
До границы добрались за 12 часов. Переход русской и финской границы в неспешном режиме занял 1 час.
Езда по ночной Финляндии – одно удовольствие :-). Дороги очень пустынные. Единственное, что нужно помнить - заправки работают только автоматические и нужно иметь наличные евро (купюры 5, 10, 20, 50). Т.к. была ночь, решили ехать через Oulu, хотя считается, что на этот маршрут более загруженный. Машины на дороге стали появляться только утром.
Температура воздуха по дороге колебалась в районе -15С. Только на подъезде к Юллясу она опустилась до -23С.
На дорогу от дома до Юлляса мы потратили 26 часов. К 13:00 мы добрались до Юлляс, до офиса Destination Lapland. Два с половиной часа ждали, когда нам принесут ключи от коттеджа, к 15:00 мы завалились в домик. К 18:00 подъехали Дмитриевы… Всё СПАТЬ! :-)

Иван.


Таня и Аля греются на солнце :-).


По пчёлке на шлеме можно догадаться, что это Таня.


Люди севера радуются солнцу :-)


Самопальный подогрев двигателя при помощи строительного фена.


Пилот за штурвалом лайнера.


Магазинчик в Рованиеми. Тут мы были летом.


25 часов пилотирования и экипаж лайнера в родном порту.

В Юллясе:
Подъёмники начинают работать с 10 утра. Мы пробовали разные режимы. С утра к 10-ти вылезаем на гору и катаемся, потом едем домой обедать, и принимаем решение - едем опять на гору, либо идём кататься на беговых лыжах. Правда, на беговых лучше выходить с утра, т.к. доступны неосвещенные трассы. Горнолыжные трассы все освещены, правда к вечеру большая часть закрывается. Некоторые подъемники работают только до 14:00.
В наш приезд было довольно холодно, температура опускалась до -30С. Каждый день наблюдали температурный парадокс: в Акасломполо -25С, а в 3-х километрах на горе -12С. Похоже, сильное влияние Гольфстрима.
При такой температуре требования к горнолыжной одежде серьёзные. Маска, закрывающая всё лицо, строго обязательна. Варежки, а не перчатки. Тёплые и непродуваемые куртки и штаны. Ботинки должны быть свободные, чтобы легко одевались две пары носок. Термобельё и прочие новые технологи приветствуются. При нормальной одежде катание при -20С и ветре довольно комфортное.
Если вы всё же замёрзли, то к вашим услугам финны сделали большие помещения, где можно посидеть и погреться. В кафешках не гоняют, если вы там будете есть свои бутерброды и пить чай из термосов. Небольшое ноу-хау: погреть ботинки очень удобно при помощи фена для рук в туалете ;-)
В Юллясе почти все подъёмники типа «швабра». При ветре на нём замерзаешь. Кресельный подъёмник один, но он не оборудован защитным колпаком, так что на нём тоже можно околеть :-). Единственный гондольный подъёмник – спасение от ветра. Он также удобен для маленьких детей – им удобно туда заходить (в Австрии была очень неудобная ступенька). Гондола везёт на самый верх, откуда есть синие, красные и чёрные трассы.
Вообще, Юлляс очень подходит для выката маленьких детей. Много пологих трасс с равномерным уклоном. Нашим детям, конечно, это было не интересно, т.к. даже Алевтина спокойно спускалась по чёрным трассам, а за Таисией уже Татьяна не всегда поспевала :-). Начинающим же лыжникам Феде, Насте и Глаше такие склоны были в самый раз. В отличие от Австрии, на подъемник типа «едущая дорожка» пускали всех желающих, а не только детей с инструкторами из школы. Конечно, с детьми надо ехать, когда будет немного теплее (март-апрель).
Световой день очень короткий. Светло становиться только к 11-ти, темнеть начинает в 15:00. Солнце видно только с южной стороны верхушки горы. Вообще, полярная ночь поначалу прикольная штука, но через неделю начинает утомлять. Северное сияние, может быть, и было, но выбегать на мороз, чтобы подловить его, было лень. Хотя шансы были, т.к. погода была ясная.
Несколько слов о домике. Мы жили в комплексе типа «таунхаус». С виду выглядит не так круто, как бревенчатые избы, зато дёшево (497евро за неделю) и со всеми удобствами. У нас было 2 спальни, камин, сауна и куча бытовой техники. У соседей были более спартанские номера на 3-4 человека, им они обошлись в 230 евро. Домики обогревались не батареями, а полами с подогревами – мне очень понравилось. Регулярно парились в сауне и топили камин.
Несколько раз выбирались на беговых лыжах. Алевтина пока не обзавелась беговыми лыжами, так что ей приходилось болтаться за нами на верёвке на горных лыжах :-). На беговых трассах есть кафешки, в которых мы ради приличия брали какао по 2 евро за чашку и уминали свои бутеры и пили чай из термосов. Дети грелись у печки. Совершили несколько пробежек по 5-7 км. Один раз съездили на лыжах в супермаркет.
Про шопинг особо ничего сказать не могу, т.к. мы заходили в магазин только за продуктами. Из вещей купили только всем варежки и Тане шапку. Цены на тёплую одежду ниже, чем в Москве и одежда, наверное, немного качественнее. Но нам вроде ничего не нужно было. Нашим друзьям удалось в одном спортивном магазине купить б/у детский шлем и ботинки очень дёшево, но перед этим они там отоварились на 500 евро :-).
На гору ездили на машине. В такой мороз не все машины заводились. Очень кстати я взял строительный фен, удлинитель и зарядку для аккумулятора. Этот комплект выручил несколько соседей. Я же только немного разогревал феном картер двигателя. Проблем с пуском ни разу не было. При таком режиме езды, долгих прогревах и низкой температуре расход бензина, наверное, перевалил за 40л/100км :-) Средний расход за всю поездку составил 12,3л/100км.

Дорога домой.
Убрались в домике, загрузили вещи и детей, в 8:15 отъехали от домика. В 8:30 заехали в офис Destination Lapland, бросили ключи от домика в ящик и взяли курс на Рованиеми. Обратно мы решили проехать по восточному маршруту. Заодно заехать в места «былой славы» Рованиеми и Рануа, где мы были летом. В Рануа мы полчаса побродили по магазинам. Этот маршрут более дикий, чем западный через Оулу. Машин даже днём почти нет, населенных пунктов между Рованиеми и Каяани почти нет. Камеры по измерению скорости не утомляют, как на трассе Е8. На многих участках разрешенная скорость 100км/ч. Если бы не олени, то можно было бы ехать 150км/ч :-).
Всю дорогу по Финляндии температура воздуха стабильно была -23С, практически до Москвы она не поднималась выше -20С. Дети тщетно пытались оттереть от инея свои стёкла, я уж боялся, что они их разобьют. Только постояв на границе, разогрев и проветрив машину, удалось избавиться от инея на задних стёклах. Но это было уже ночью, и дети заснули. К границе (Imatra-Светогорск) подъехали к 22:00. Финнов проскочили за 10 минут, ровно столько нам потребовалось, чтоб одеть детей и вывести детей на паспортный контроль. На российской стороне была устрашающая очередь. Но двигалась она довольно быстро, на самой границе все службы, «стерегущие наш покой», работали очень слаженно и оперативно, и в 22:45 мы «вернулись на Родину». На границе нас догнали Алексеевы, которые выехали на час позже и ехали через Оулу. Фактически мы на практике доказали, что по времени эти пути одинаковы, если учитывать, что мы полчаса ходили по магазинам в Рануа, а Алексеевы приехали на границу на полчаса позже.
Дорога от Светогорска до Выборга не автобан, но ехать можно. Питер нас встретил страшным туманом. По КАДу я ехал по приборам, в прямом смысле слова, т.е. смотрел на навигатор куда дорога поворачивает :-). Питерскую трассу шли ночью в режиме 3 часа веду я, 2 часа ведёт Таня. В 10:20 мы подъехали к подъезду. Итого от Юлляса доехали за 25 часов.

Итоговые цифры:
Бюджет поездки 75 000 рублей Из них: Домик - 497 евро, скипасы – 334 евро, бензин -16332 рубля, продукты - 221 евро, страховки – 3920 рубля, визы – 130 евро, сувениры и пр.
Общий пробег 3704 км.

Сожгли 460литров бензина. (стоимость бензина в Финляндии 1,39 Евро/л. В России 22 р/л.).
Курс 44,7 рубля за 1 евро.

Витя.
Видео об этой поездке

Таня на кухне.


Аля.


Дети на лыжной прогулке.


На лыжной прогулке.


После лыжной прогулки в -30С. Не успел достать фотоаппарат, как все убежали в дом греться. :-)


Тася после лыжной прогулки при -25С.


Маша.


Тася на вершине Yllastunturi.