Кавказ, речка Большая Лаба, водный поход.
(25.09. - 06.10.1999)
Фильм по этому походу (21 мин. 11 сек.)

Участники:

Впечатления:

Порожек 1 (Наталья и Антон)После долгих дебатов, какой район безопаснее с политическо-военной точки зрения мы выбрали речку Малую Лабу в Краснодарском крае. Приехав на место выяснилось, что территория заповедника в котором протекает М.Лаба временно закрыта, в связи с учетом животных. Нам пришлось передислоцироваться на Б.Лабу в Карачаево-Черкесии. Большой плюс Б.Лабы это отсутствие пешки. Хорошо что наш славный руководитель запасся лоциями всего района северного Кавказа.

Приехав на место мы поблагодарили случай, что не пришлось идти 17 км пешком сКавказ осенью рюкзаками. В первый день девчонки и Толик побежали в радиалку покорять соседнюю горку высотой в 2500 метров, а мы остались строить катамараны. Материала и умения было достаточно и мы не торопясь построили их. На следующий день, наметив высоту в 3100, мы отправились в радиалку. По мере восхождения нам открывались все более и более красивые виды (в фильме это отражено). Кавказ осенью - это что-то бесподобное. Буйство красок просто поражает. Результатом нашего шести часового восхождения был вид на Главный Кавказский Хребет. А еще каждый из нас установил личный рекорд по перепаду высоты преодоленному за один день - примерно 2000 метров.

Порожек 3 (Антон и Иван)Ну а дальше начался сплав. Вода была на столько низкая, что лоция практически не совпадала с действительностью. Это был настоящий слалом. Первй порог - "Прощай Родина!" (5 к.с.). Поставив страховку и просмотрев порог начали прохождение. Первым судном пошла четверка - чистое прохождение, не смотря на сплошную пену и узкие габариты между камнями. Катамарану двушке пришлось тяжелее, ошибка на заходе привела к перевороту. Но все сложилось удачно Антону и Ивану удалось выбраться на берег. Они обнесли порог и со второй попытки чисто прошли порог. Дальше 1-й и 2-й Каньоны шли без приключений. Очень красивые места, техничный сплав, повторяю - почти все отражено в фильме.

Следующее приключение мы словили в каньоне "Соленые Скалы". Опять ошибка в заходной шивере и шкура четверкиПорожек 2 (Наталья и Антон) разорвана от носа до кормы. Дальше начался веселый сплав. Наталью смыло почти сразу и ей удалось выбраться на берег. Елену скинуло в первом сливе, говорят мы были на гране оверкиля. Ее поймал Толян, которому удалось перебраться на целый баллон. Он ее держал пока нам не удалось зачалиться, это было очень правильно, ведь как правило погибают люди которые не смогли удержаться за поврежденное судно. Я же остался на целом баллоне и сидя в упорах старался сохранить правильное положение судна и удачно зачалил (точнее помог воде зачалить) катамаран в первом же улове. Короче поимели примерно 250 метров веселого сплава. Двушка прошла этот участок каньона практически чисто. В результате пришлось пол дня зашивать шкуру, хорошо, что внутренний баллон чудом остался цел! Следующим препятствием по плану был порог "Затычка", но катамаран был раза в два шире чем самый широки проход между камнями и нам пришлось его обносить. А жаль, очень красивый порог, водички бы в речку подлить.

Четверка в каньонеЧетверка проходит пор. "Прощай Родина!"Дальше речка выходит из ущелья и начинаются сплошные перекаты, но это может быть только интересно для новичков, а нас крутых профи это просто утомляет :).

Дневник. (впечатления участников по горячим следам).

26.09

Итак, речка шумит: Хорошо шумит: Но, если Вы думаете, что это Малая Лаба шумит, то Вы глубоко заблуждаетесь. Мы ведь тоже сначала думали, что будем сидеть на берегу М. Лабы и слушать, как она шумит. Ан-нет! Пожалуй, стоит изложить все по порядку.

Доехали мы до поселка Псибай, сто в низовье М. Лабы, тут-то и выяснилось, что в заповеднике, по территории коего протекает наша речка, идет подсчет зверья и туда никого не пускают. Пришлось планы менять, и в результате оного обмена вместо М.Лабы и Краснодарского края мы получили Б.Лабу и Карачаево-Черкессию (благо лоция у Толика оказалась с собой). Так что, как Вы уже наверное догадались, именно Б.Лаба шумит сейчас в 30 метрах от наших палаток. Солнце садится, народ, притомившийся после 3 часов в УАЗике по разбитой лесовозной дороге, смакует дневку. Руководитель, которому еще в поезде были зачитаны его обязанности, ведет себя примерно, никого никуда не гонит, а ходит по лесу и рубит деревья на став. Толик, так держать!

Места изумительные. Помимо чудесных пейзажей и почти полного отсутствия местного населения было обнаружено присутствие грибов и орехов.

Наталья с Антоном пытались обеспечить нас на ужин свининой, но та вырвалась и удрала с диким визгом.

Сплав обещает быть занятным, хотя водички и маловато. Что ж, посмотрим:

А рядом лежала целая куча белых грибов и всем своим видом намекала, что неплохо было бы их пожарить. Найти бы того умника, который их сюда приволок:

Елена.

1. Наутро в поезде Ваня поведал нам интересный рассказ. Он ехал от нас отдельно в 1 вагоне по договоренности с проводницей. При посадке он ей пообещал, что через 10 минут она его в вагоне не найдет. Утром она ему сказала, что поискала и действительно не нашла. А в это время Ваня был в нашем 5 вагоне.
  2. Заброска складывалась удачно. Уже через 5-8 минут мы отъехали на свободном автобусе от ст. Армавир до автовокзала. Через 10 минут уже ехали на комфортабельном и свободном автобусе до Лабинска. В Лабинске сели в комфортабельный и свободный автобус через полчаса после прибытия в Лабинск. В итоге в 10 утра мы были в Псибае. Тут же на остановке была машина, которая за 300 рублей предлагала забросить нас до кордона. Все было бы хорошо. В КСС сделали отметку в маршруте, затем подъехали к начальнику заповедника и тут "не все коту масленица". В заповеднике плановый учет и перепись зверей. Шансов никаких туда попасть. Шофер предложил отвезти нас на Б.Лабу за 1200 рублей. Лоция в резерве на эту речку у нас была. Сторговались до 900 рублей и через 3 часа были в верховьях Б.Лабы.
  3. В понедельник 27.09 решили сходить в радиалку к озерам около горы Загедан. Набор высоты от базового лагеря составил 1400 метров. Все равно пошли и получили незабываемое впечатление, особенно, когда оказались выше зоны леса и высоких трав. ГКХ был как на ладони, а с другой стороны возвышалась г. Загедан. Все сияло в желто-красно-зеленых красках осени, особенно клены со своими шапками. К своему удивлению нашли много дикой черной смородины. Усталые, но довольные к 18 часам вернулись в лагерь. А здесь нас ждал ранний ужин и готовые к сплаву суда.

Толян.

28.09

С утра принял поздравления. Народ ушел в радиалку на гору. Сделав запасное весло, решили расписать пулю.

После третьего тоста Анатолий произносит:

Ъ.

Ну наконец-то, свершилось! Через 11 лет занятий водным туризмом произошел первый НЕУЧЕБНЫЙ оверкиль. Тем не менее, удивления от столь неожиданного поворота событий не было. Все произошло почти как в Лосево: закусило баллон, описали дугу, под водой отстрелились, встали на ровный киль. Но зато следующие два раза прошли чисто, на пять.

Запись по просьбам трудящихся:
"Лагерь поставили ниже уровня дороги, но выше уровня воды".

Антон.

30.09 1245

А в это время мужчины все еще добывали огонь. Обед, наверное, уже пропустили, хорошо бы к ужину был костер.

НаташаЦ.

Затея с добычей огня первобытными методами не удалась, хотя дымок уже шел. Пришлось прерваться на обед. А затем полудневка закончилась, и поплыли дальше.

Елена.

Загадка

Если не дышать - замерзнешь,
Если не двигаться - не ползешь.

Ъ.

1.10

У меня первый оверкиль, даже не оверкиль, а так, всего лишь распоролась шкура в пороге, и баллон, полностью надутый, вылез из нее. Тут-то меня и смыло. Я осталась одна на спасе в пороге. Ну, так ничего особенного, пузырьки перед глазами, камни, но жить хотелось очень-очень. И я выплыла. Как - не знаю.

НаташаЦ.

Дела давно минувших дней или впечатления левого носового.

Прохождение порога началось как обычно. Просмотр, обсуждение тактики прохождения, расстановка страховки. Как обычно, заходная шивера была проигнорирована, как простое нагромождение камней.

Немного помочили мордашку, и началось шоу. В шивере мы сразу встали поперек и имели шанс оторвать левый баллон. На следующей гряде камней засели капитально. Треск во всех конструкциях был значительный. Близость берега навела на мысль сгрузить пассажира (одна из немногих здравых мыслей за все прохождение).Разгрузка позволила продвинуться еще на полметра вниз по реке, как раз до того рокового камня, на котором шкура правого баллона разошлась от носа до кормы. Далее а казалось бы слаженной команде начался разброд и шатания. Каждый занялся любимым занятием. Наталья куда-то отлучилась, говорят, ее видели отдыхающей на берегу после купания. Толян забавлялся с Ленкой. Вначале он столкнул ее с левого баллона, наверно хотел посмотреть, как она плавает. Затем схватил ее за руку и слегка пополоскал в речке. Когда ему это надоело, он попробовал оторвать ей руку (видимо на добрую память). Мне же ничего не оставалось, как проходить порог, как планировалось раньше. Я сидел в упорах, греб вперед, цеплял в бочках, жаль, что лоцман развлекался и не командовал. Чалка прошла как обычно, мой зацеп и мы зачалились.

Витя.

"Соленые скалы"

Сложность порога в каньоне возросла. Пришлось сесть лоцманить. Перед обедом проехали очень достойный порог. После обеда порог по оценке был еще чуть сложнее, точнее более сложным был в него заход - решето из подводных камней в русле, причем габаритных ворот в основных линиях только двое - левый под берегом и центральный с навалом на камень - кирпич в центре русла. Далее порог был более технически прост, но зажат узким руслом с несколькими 1,5-метровыми сливами и отдельными камнями в русле, за которыми поставили страховку.

При прохождении по левому протоку катамаран сильно навалило на береговые камни и тут же раскантовало и расклинило в этом проходе. Для облегчения судна высадили 5-го пассажира и попытались сползти. Это удалось. Но шкура катамарана лопнула по шву, и баллон из него выскочил. Бог покровительствовал нам, Баллон, несмотря на свою свободу, не уплыл, а прибился струей к целому левому баллону. Центр тяжести судна сместился, и оно накренилось. В таком состоянии, кормой вперед, судно вошло в первый слив. Через 10-12 метров его навалило на большой камень, за который зацепилась Наталья. Дальше поплыли втроем. Из-за сильного крена судна пришлось вывешиваться с другой стороны целого баллона. Елена съехала по наклонной с судна в реку и попыталась плыть самостоятельно. Пришлось ее ловить. Сначала поймал ее правую руку и стал подтягивать к катамарану. В это время судно стало заходить во второй слив с камнем в центре русла. Ее стало наваливать на этот камень. Мое рукопожатие становилось похожим на судно с якорем. Чтобы не оторвать живой якорь, попросил Ленку дать вторую руку, река потащила ее через этот камень и окунула в слив. Дальше шел небольшой участок улова, Витька смог подработать веслом к берегу. По моей просьбе нам все-таки кинули страховку, и судно окончательно причалило к берегу. Все сами выбрались на берег и вытащили судно. Дальше этот порог пошел К-2, учтя наш вариант прохождения. Они зашли в центральный проход и дальше без хлопот прошли оставшуюся часть порога. В этот вечер до каньона К-2 прошел все пороги, а наш К-4 с утра отремонтировали и продолжили сплав.

Толян.

Не хотела писать об этом бестолковом прохождении, но, прочитав предыдущие записи, решила, что справедливость восстановить все-таки нужно.

Итак. Положим Витька, будучи носовым, весь сплав просидел ко мне спиной и ничегошеньки не видел, так что не верьте его инсинуациям. Я же, решив, что судно уже переворачивается, вылезла из упоров, вот тут-то меня и смыло. Ну, смыло - так смыло. Помня основную заповедь водника "никогда не выпускать из рук весло и катамаран", так и плыву. Делать особо нечего, думаю о жизни и превратностях судьбы, добрым словом поминаю Костика и свою прозорливость, ведь только что, перед этим порогом я вместо своего дырявого спаса одела его спасжилет. И даже, несмотря на это, заливает порядочно. Наехав на очередной камень, бросаю катамаран на произвол судьбы с мыслью "да на что он мне сдался, доплывет уж как-нибудь без меня". Но Толик со мной не согласился, решив, видимо, что мое присутствие на катамаране необходимо. Как я не протестовала, пришлось плыть с ними, что поделаешь, надо слушаться лоцмана.

Еще пара дней сплава, банька, вот поход и закончился. Дождя мы так и не дождались, даже облаков не появилось, а температура аж до 28 в тени доходила. Хорошо, но мало.