Поездка в Финляндию на машине с детьми 24 июля – 6 августа 2009 г.
Мы у Санты в гостях.

Фильм про поездку "Финляндия 4х4" , 7 мин 18 сек.

Между Москвой и Питером.

Наш домик.

Улов.

Наша лодочка, на нашем озере :-)

Купание.

Дети очень любят полазить.

Заповедная церковь.

Подъёмник летом не работает.

Вся банда, кроме Тани.

Олень.

Подготовка
Нас было 8 человек, 4 взрослых, 4 детей. Ехать решили дикарем, велосипеды брали с собой, маршрут составляли сами. Аренда домика – через Интернет, выбирали посевернее, чтобы не было рядом других домиков и на берегу озера. Стоимость нашего домика – 900 евро за неделю. Домик на 2 семьи, 8 человек. Полная предоплата.
Маршрут: Москва – Питер – Светогорск – Кайани – Рануа – Рованиеми – Инари - Саариселка – Саллатунтури – Алакурти – Вологда – Москва. Обратно не хотелось ехать тем же маршрутом, поэтому сделали кольцо. Уже позже, исходя из опыта поездки, можно сказать – возвращаться лучше по Финляндии, и как можно дольше.

Дорога туда
Первый день – выехали в 5 утра, в 14.00 мы были уже в Питере, у т. Наташи в Лисьем носу. Вечером успели съездить искупаться в Финском заливе в Сестрорецке. Море белого песка, очень долго мелкий заход, ветер и хорошая детская площадка на песке.
Переночевали – и в 5 утра – вперед.
Границу прошли нормально, но лучше где-нибудь раздобыть бумажки таможенные и заранее их заполнить, т.к. на это много времени уходит.
Финляндия встретила нас дождем, но на заправке сразу чувствуется Европа – чистенько, теплая овсяная каша на завтрак и горячий кофе. Везде мусорки и туалеты. Наш пункт назначения – Рануа. Путешествуя по Финляндии, надо иметь ввиду, что на трассу очень часто выходят олени, в этом случае встречные машины мигают фарами (значит, впереди олень, а не ГАИ ?). Когда забирали ключ от нашего домика, с хозяином общались знаками, т.к. он не понимает по-английски!

Мы в домике.
В день приезда мы купили 5-тикилограммовый ящик вкуснейшей клубники и с удовольствием 2 дня её все вместе ели.
Дом очень уютный, 2 спальни, 2 кровати на втором этаже (мансарда, там спали дети), посудомойка, сауна, мангал, но нет стиральной машины. Воду для питья брали из-под крана. На берегу озера была своя частная лодка, ключ от нее нам дал хозяин.
Продукты мы покупали в супермаркете в ближайшем к нам городке Рануа (в Финляндии самая распространенная сеть супермаркетов - К-маркет и С-маркет, от мини до гипер). Средний счет для питания 8 человек (закупались 1 раз в 2 дня), ни в чем себе не отказывая (особенно в оленьей колбасе) – 60 евро. Молочные продукты очень качественные, почти всё молоко пастеризованное. Покупали морошку – 15 евро 500 г.
Недалеко от нашего дома было торфяное осушенное поле, где любило греться стадо оленей. Около дома мы тоже видели оленей (они паслись у нас на лужайке), а еще двух куропаток и зайца. Рядом с домом находился черничник. Там всё время наши детские попки торчали ?. В первый день (воскресенье, 26 июля) мы совершили велопробег 24 км, набрали кучу грибов, особенно много подосиновиков. Грибы насушили, а еще делали жульен и грибной суп. Второй день – тоже вело.
На третий день (вторник, 28 июля) мы решили сделать перерыв в велопрогулках и поехали на машине в Рованиеми (100 км от нас), в деревню Санта Клауса. Там нам совсем не понравилось, берут деньги вообще ни за что. Представляю, какое столпотворение там творится зимой.
На четвертый день единственный раз шел дождь, который застал нас уже в пути на велосипедах, мы ехали в местный зоопарк. Аля, запакованная в теплую ветровку и дождевик, даже заснула в кресле. Но когда мы прибыли в зоопарк, дождь уже кончился. Маршрут зоопарка – 2,5 км, звери и птицы в основном местные, но есть и белый медведь, и другие редкие хищники. В зоопарке очень интересная детская площадка, мы там сами с удовольствием покатались и полазили. На территории зоопарка можно бесплатно взять прогулочную коляску для маленьких детишек, чтоб не устали пешком ходить. Именно в зоопарке я обратила внимание, сколько у финнов многодетных семей. Молодые пары имеют по 4-5 детей, да еще ждут! Здорово! Детки белобрысенькие, голубоглазые – тоже приятно, а то сейчас всё больше темноглазых и темноволосых детей рождается.
Общий пробег получился - 40 км. Алексеевы проехали меньше, т.к. мы они задержались на площадке, и Витя встретил их на машине.
В следующие два дня мы сделали пару колец вокруг местных озёр, периодически в них купаясь.

Кочевая жизнь.
В субботу мы собрались, оставили домик и поехали в сторону Инари – этот город был следующим пунктом нашего назначения. Здесь мы уже ночевали в палатках. Один день мы посвятили пешей прогулке к заповедной церкви, примерно 9,5 км пешком. Витя специально придумал этот маршрут, чтобы хоть немного напрячь младших детей, ведь они единственные не крутили педали, а сидели в креслах позади своих пап. Аля прошла! А потом крепко-крепко спала до утра. Хочется отметить, что вдоль тропы два или три раза попадались специально оборудованные для пикников беседки, с надежным мангалом, дровами рядом и даже с крышей над головой.
На следующий день мы переехали в Саариселку. Зимой это горнолыжный курорт. Решили покататься в окрестностях. В результате попали на очень тяжелую для проезда велосипедов дорогу. Каменистая, вверх, извилистая. Алексеевы по этой дороге не поехали, Валюша просто не смогла бы. Зато мы были на дороге одни, забрались выше зона леса, и еще видели четырех куропят, которые, когда не двигаются, вообще не видны на земле во мху! После спуска мы уже на машине съездили наверх сопки, залезли на стоящие подъемники и пофоткались. После такого велосипедного напряга мы поняли, что больше на велосипедах кататься не хочется.
Во вторник, 4 августа был Витин день рождения. Для него был приготовлен пирог. Мы не спеша собрались и поехали в кемпинг в Саллатунтури (тоже горнолыжный курорт), поближе к границе. Нашли классную детскую площадку, девчонки были рады покувыркаться. В кемпинге дети познакомились с финским мальчиком, и, не зная языка друг друга, с удовольствием играли весь вечер.

Всё, пора домой!
Пока остальные собирались, я, Витя и Аля прокатились немного, и в 17.00 стартанули домой. Граница – ничего особенного, на русской стороне, как всегда, лишние пропускные пункты, непонятно кому нужные, дорога плохая, останавливаться страшно, до Алакурти вообще грунтовка, пришлось снижать скорость до 30 км/ч. На ночевку не вставали, поэтому всю Мурманскую область промахнули ночью. Днем, ради небольшого разнообразия, заехали в Кирилло-Белозерский монастырь, отметились, что там побывали. В 00.00 мы были в Пирогово. Итого: бюджет поездки 60000 рублей на четверых (двое взрослых, двое детей), включая визу, бензин, питание, сувениры, и даже износ машины (передний амортизатор полетел в Вологодской области). Из подарков везли морошковый джем и оленью колбасу.

Выводы:
хороший отдых для тех, кто мечтает о грибах, ягодах, рыбалке с детьми в тихом цивилизованном месте. И еще: с детьми лучше не кемпинговаться, а арендовать домик на весь срок пребывания в стране.
А теперь, во вторую половину отпуска, можно и на море ехать, но это уже совсем другой рассказ.

Витя на лодке.

Ваня.

Таня.

Бензозаправка по-фински :-)

Велосипедисты. Алевтина спит :-)

Привал по дороге к заповедной церкви.

Привал на перевале.

С финским женихом :-)

Маша - Главный грибник.

Мы с Финским прыгуном... они тренируются летом.