Пеший поход, Центральные Саяны, август 2006

Ну я вам скажу… что пеший поход - это не козявки кушать.

Фильм по этому походу.

Лесовозная дорога вдоль берега Кана

Начало пути... я собственной  персоны :-)

Тайга, лёгкий бурелом

Брод через Пезо

Без тропы, по курумнику

Вид на Пезо сверху

Набрали по высоте уже почти 800 метров

Увлажняем обезвоженый организм :-)

Просто красота...

Привал на пезенском Белогорье

Цветы и снежник, Красота!

Таежное озеро

Малая Янгота (пусть меня коллеги поправят)

Выход селя к Янготе

Из за селей река изменила свое русло

Туман на Пезо

Брусника и черника

Красоты, в ожидании автобуса...

Теперь по порядку. Подбила меня, а похоже не только меня, Танюшка на пеший поход в Саяны. Наверное, года два намекала, не пора ли рюкзак собирать. Ну я поразмыслил, ее одну отпустить или с ней прогуляться. С работой вроде разрулил вопрос, отпуск выкроился. Видать судьба, нам, водникам, пешком прогуляться. Я так расслабленно отнесся к намечаемым 250-ти километрам, вроде вес рюкзака без водной снаряги полегче будет. Да и походом рулили мегаопытные Шура и Денисий. Дениска прислал даже ссылку в ГуглеЗемля на конечную точку нашего маршрута – оз.Хребтовое. Короче они все организовали, проработали, а специальные люди раскладку и аптечку подготовили и нам с Танюшкой билеты на самолет на дом доставили и камеру Canon MX2 в зубы дали, чтоб снимал фильм – короче, полный сервис, как в пафосном туристическом агентстве.

В самолете до Красноярска ночь прошла быстро… там час за два дают :-)

В аэропорту Красноярска тоже полный сервис – солнце, встречающие, автобус почти к трапу подогнали. Просто часть народу чуть раньше на поезде подвалили. Дальше веселой толпой в 10 человек покатили по Красноярскому краю на юг. Поразил довольно плотный поток авто на трассе Новосиб -Иркутск. Водила ехал быстро, но очень аккуратно, так что за свою безопасность я не очень волновался, а то бывают такие джигиты… Добрались мы до края цивилизации часа через 4 – поселок Орьё, дальше только лесовозные дороги. С водилой автобуса договорились, что он заберет нас от сюда через две недели вечером. Полчаса поисков, и мы грузимся на лесовоз, дабы не топать 24 км по дороге. Водила лесовоза оказался мужиком очень приятным, много рассказывал о тайге и тонкостях маршрута, т.к. сам он охотился частенько в тех местах, куда мы шли. Т.к. был уже вечер, мы выгрузились и никуда не пошли после заброски, а встали недалеко от брода через реку Кулижа.

Первая ночевка на природе – ХОРОШО! Тем более уже почти сутки не спали.

С утра собрались и начался пеший поход. Сначала упражнения на бревне – гимнасты, ёлы-палы :-), брода через Кулижу мы избежали, т.к. все протоки в этом месте можно было пройти по бревнам. Но сухими нам быть не пришлось, т.к. сразу же мы пересекли болото, где добрали нужное количество влаги в ботинки. Шура не искал легких путей, поэтому сразу в первые часы похода решил срезать, т.е. пошел не по тропе, а напрямки через болото. Кроме воды в ботинки, мы набрали в рот кучу разных ягод: голубику, морошку, княженику, чернику и т.д. Полтора часа на сбор ягод и мы опять на тропе. Пошли веселее, хотя тропа изобиловала разными лужами, грязью, мелкими бродами и пр. Обедали уже на берегу Пезо. Пока готовили обед, к нам подошел мужик, он в одиночку бродил по тайге и уже выходил в люди… бывают же такие фанаты одиночных приключений. Дальше тропа практически прекратилась. Т.е. она время от времени появлялась, но основную часть пути мы прыгали по курумнику вдоль берега. Мест для стоянки долго не было и только часам к 8-ми вечера мы упали на ровную площадку. Уф-ф, первый ходовой день получился очень ударным.

ИМХО: так походы лучше не начинать, нужен разгонный день. А то нет даже сил на подгонку снаряги и вообще довольно сильный удар по организму для тех, кто ведет сидячий образ жизни.

Прикол, на этой стоянке Катя уронила упаковку сухарей… казалось бы, поднял и положил их обратно в рюкзак, но они закатились под камушек, а под камушком обнаружилась пещерка глубиной метра 3 с разветвленной системой ходов :-) Вначале 1 час поисков с привлечением мастера спорта по спелеологии… сухари нашли, затем еще перебор десятка способов извлечения и запихивания сухарей дальше в пещеру :-)…. К утру затолкали Шуру в пещеру, и он вынул эти сухари.

Утро, сборы 2 часа, 15 минут ходу и мы остужаем больные мышцы и мозоли в бурных водах Пезо. Брод в 3 этапа (Брод - остров – брод – остров – брод)… Ножки заледенели, аж страшно попрыгать для сугреву, вдруг расколются. Дениске и Шуре вообще орден нужно дать имени Снежного человека – они 3 раза проделали этот маршрут. Примерно 2 часа мы потратили на штурм Пезо. Дальше вверх по курумнику. Про тропу уже речи не шло. Шли в основном не по времени, т.е. 45 мин идем - 15 отдыхаем, а 100 метров набор - 15 мин. отдыхаем. Оказалось, что на подъеме группа растягивается больше всего, так что слабых пришлось немного разгрузить. В итоге набрали метров 800. Обеда не было. К вечеру добрались до тропы. По тропе до ближайшей воды ~10км :-(. За день подъема по жаре мы все потеряли изрядно жидкости. Пройдя пару км и потеряв тропу, встаем. Надо заметить, что тропа в тайге перманентно исчезающая субстанция, так что нужно постоянно отслеживать свое местонахождение и директивное направление тропы. Ужина не было. Заснуть тяжело, очень хочется пить.

В 5.30 встали. А без завтрака собираться быстрее :-)… но пить хочется. Вечером, кстати, мы потеряли тропу, так что наверное еще час на нее возвращались. Забавно смотреться народ, слизывающий росу. Роса на тенте невкусная, сильно отдает пластиком. Ягоды особо не спасают, т.к. от кислоты уже сводит челюсти. Режим ходьбы снижается до 20 мин. идем, 20 мин. отдыхаем. Жажда уже не на психологическом уровне, типа сидишь в офисе и думаешь: «Чего-то кофейку выпить охота», а на самом, что ни на есть физическом. Ощущение мегазабавное :-(. И тут ЭВРИКА, я научился добывать воду из мха, путем его отжимания… типа как белье после стирки. Все сразу же стали поливать себя, а некоторые даже начали пить эту жидкость, что зафиксировано на фото и видео. Еще пара ходок и я ультимативно заявил, что нужно дружно навыжимать водички, накипятить хоть по полкружки воды. К тому моменту народ уже научился вынюхивать более мокрый мох, и мы быстро нацедили полкана воды. Коричневая жижа с сильным привкусом болота пошла на ура :-)… Если бы вы видели, что мы пили, но если б вы так же хотели пить? Итого к 14.00 мы добрались до воды, т.е. почти полутора суток без воды, не считая 100г на человека коричневой жижи и с большими физическими нагрузками. РУЧЕЙ, с ледяной водой, все сидят с кружками и неспешно пытаются восстановить водный баланс. Через полчасика народ начинает приходить в себя и даже открыли мед.справочник на разделе «обезвоживание»… ха-ха, до галлюцинаций мы не дошли, это радует :-). Переместились на более удобное место стоянки, обед с ВОДОЙ, плавно перетекающий в ужин. Идти в этот день уже никому не хотелось. Хорошенькие получились 3 разгонных дня, боюсь, что следующие 12 дней народ такой темп не выдержит… как показало будущее, не выдержал я :-).

Вроде восстановили водный баланс и с утра опять поперли в гору. Но последствия обезвоживания дают о себе знать – сухость во рту больше чем обычно и большая тяга пить в каждой приличной луже или ручье. Идем по Пезенскому Белогорью выше зоны леса. Открываются прекрасные виды на Саяны, дикую тайгу, снежники и прекрасное небо. Но любоваться этим на ходу не очень просто, т.к. нужно смотреть под ноги – приходиться прыгать по камушкам. Время от времени появляется тропа, здесь она обозначена турами из камней примерно каждые 300-500 метров. Немного сбросив высоту снова пошли по тайге, здесь она светлая, т.к. почти на самой границе леса. Мошка немного достает, так что релаксировать на привалах проблематично. И вот роковая (для меня) последняя ходка до обеда… Небольшой спуск к ручью, сброс по высоте не более 50-ти метров, с каждым следующим шагом сгибать правую ногу становиться все тяжелее, при сгибе больно простреливает в колене. Последние метры до ручья еле-еле добрел. Красивейшее место: снежник, из-под которого вытекает чистейший ручей, выше снежника поляна ярко-синих и желтых цветов, сосны, виды на горы и яркое солнце. Счастливый народ прыгает по всей этой красоте, пытается насладиться и зафиксировать это на фото и видео… несчастные готовят обед и бинтуют ногу :-). Намазав финалгоном, забинтовав ногу и сделав первые шаги, я понял, что дело не очень хорошо. По ровному месту и поднималось нормально, но спуск превращался в пытку… эх, снега бы да горные лыжи, спустился бы на одной ноге без проблем :-). Пара ходок и я понял, что дело пахнет керосином, правый траверс и несгибаемая правая нога –комбинация не из лучших. Народ меня разгрузил, от рюкзака осталось одно название, наверное 5-7 кг. Как могу стараюсь не тормозить команду. До темноты нужно перевалить небольшой перевал, дабы добраться до воды. Через некоторое время лихо научился обращаться с несгибаемой ногой и на спуске даже удавалось держать Шурин темп, хотя некоторые отставали. Ну это слегка благодаря хорошему куску тропы на спуску с Белогорья в место под названием «Сухой Лог». Отчасти Сухой Лог оправдал свое название, уже стемнело, а до воды мы так не дошли. Ночевка без воды и постановка лагеря в темноте дело уже привычное, но тенденция пугает. Меня же в тот момент мучил вопрос, что будет утром с ногой… все в один голос заявляли что толстый слой финалгона горбатого не только исправит, но и из могилы поднимет. Ночью почти не спал, при любом движении стреляло в колене, жжение финалгона на фоне этой боли просто не замечалось. Утро показало, что я не горбатый и не труп, т.е. эффект финалгона близок к нулю. Полтора километра до ближайшей воды я конечно прошел…. Цель похода для десяти участников посмотреть красивое озеро Хребтовое сменилась на не менее интересную для девяти участников доволочь до людей инвалида, и для одного участника добраться до транспорта. При этом получать от этого удовольствие :-). План был прост: пару дней я обездвиженно отдыхаю, а там может колено успокоится, и мы неспешно идем в обратную сторону, при этом не через Белогорье, а вдоль реки Малая Янгота- Янгота и Пезо, дабы избежать спусков и подъемов, и там должна быть тропа – ха-ха, наивные чукотские оленеводы, но об этом мы узнаем чуть позже, продираясь через кусты вдоль Пезо. Народ даже обрадовался появлению инвалида, т.к. темп грозил сильно снизиться, а предыдущие дни, иначе как серьезным напрягом назвать сложно. Сидим отдыхаем, греемся на солнышке, виды с места стоянки открываются отличные – релаксируем! Шуре нужно было деть энергию и он убежал поискать тропу в сторону Малой Янготы. Жарили блинчики, болтали – вот это туризм, а остальное всё подходы!

На следующий день народ ушел в радиалку на ближайшую вершину, а я остался сторожить лагерь от бурундуков, размышлять над смыслом жизни и пытаться вылечить колено. Лечение было простое, лежать и не шевелиться :-). Два дня в обездвиженном состоянии пошли на пользу, я смог уверенно передвигаться по местности, опираясь на палку. Дальше путь лежал только вниз, вначале вдоль ручья до Малой Янготы. Вначале местами тропа была довольно сносная, т.е. терялась конечно, но в общем была. До обеда спустились до стрелки Малой Янготы и ручья ???… пообедали и посушили ботинки перед бродом :-). Пошли вдоль Янготы, тут тропа окончательно растворилась в непрерывных бродах через реку. Количество бродов через Янготу уже не поддавалось подсчету. Передвижение сводилось либо к броду, продиранию через тайгу либо к карабканью по прибрежным скалам. Пошел дождик. Наступила гармония: вода внутри, сверху и снизу. И если на 2-3 день похода у нас было обезвоживание, то теперь наступило обессушивание (не путать с отсутствием японского национального блюда). В этом месте М.Янгота представляет из себя приличную сплавную речку и нам, водникам, оставалось только пускать слюни, глядя на порожки, прижимы и перекатики. Вообще весь оставшийся путь вдоль реки мы жалели об отсутствии катамарана. Вернемся к гармонии, кроме водяной гармонии, мы достигли и температурной…. Холодно было в реке, на воздухе и внутри :-) Нагулявшись за день, решили вставать, дождик продолжался, но не сильный. Разожгли большой сушильно-грельный костер. Народ как сосиски на гриле вертелись около костра и пытались отогреть все места. С грустью и тоской вставали у костра в традиционную позу водника (кто знает, тот поймет) и глядели на реку, по которой нам не плыть :-(

Утро, и снова ломимся через бурелом. Река стала больше, броды более стремные, но их количество немного сократилось. Временами попадается тропа. В узкой долине реки наконец появилось солнце. У моей ноги состояние стабильно хреновое, по правому берегу идти очень сложно, по левому могу несколько шагов сделать без боли. Перед стрелкой Большой и Малой Янготы тропа поперла вверх обходя бом. И после небольшого спуска мы вышли на стрелку М. и Б. Янготы. Тут мы увидели первые последствия стихии, о которой нам говорили местные – сошедшие селевые потоки. ВПЕЧАТЛЯЕТ! Огромные камни и деревья намешаны в кучу, русло реки смещено, видно докуда поднималась вода, большие куски леса засыпаны грунтом и остатками деревьев. Поснимали на фото и видео последствия стихии. На стрелке стоит охотничья изба. Из нее явно только что ушли, рядом теплый костер, на тропе вниз вдоль Янготы свежие следы. Тропа приличная, но теряется если она шла ближе к реке, т.к. из-за селей ее либо смыло либо засыпало песком. Надо заметить, что все селевые потоки сходили с левого берега, а мы шли по правому. Селевых сходов мы насчитали штук 6, и каждый впечатляет своей мощью. Обед на солнце и с водой :-)… сушимся, проветриваем шмотки. Красота, ни тебе обезвоживания, ни обессушивания. После обеда опять продираемся через кусты, перелазим через поваленные деревья или прогуливаемся по бережку, с которого селевой поток смыл все начисто. К вечеру уперлись в бом, который непонятно как обходить. Решили встать лагерем и размышлять, как идти дальше. Река в этом месте довольно полноводная и нужно десять раз подумать, прежде чем бродить.

Шура отказался от мысли брода и полез наверх… скалолаз. Облезая скалу высотой 20-30 метров, мы залезли, наверное, на 150-200. Оттуда, конечно, открылся изумительный вид на Янготу, увидели стрелку Янготы и Пезо, видны последствия селей, горы, солнце. Но моя нога не давала насладиться в полной мере ни спуском, ни подъемом, тем более и то и другое проходило по бурелому и неудобному для меня траверсу. Пару часов развлечений и мы прошли по карте 300 метров вдоль реки :-). Тропа и следы потерялись окончательно, похоже, что охотник перешел где-то реку в том месте. Вышли к Пезо. Скорость передвижения снизилась до 1 км в час, бурелом, кусты, курумник, болото. Теоретически по другому берегу должна быть тропа, но место для брода нам найти так и не удалось – Пезо большая река. Дальше несколько дней мы шли в таком же режиме, за день удавалось проползти 6-8 км. То, что мы шли 3 дня, на катамаране проплывается за день без напряга :-(.

В какой то момент возникла мысль свалить огромную лиственницу поперек реки и по ней перебраться… и мы реализовали этот план, но только до стадии «свалить дерево» :-) Инструмента у нас серьезного не было, и валка большого дерева заняла, наверное, полчаса. Я почти сразу сломался и пошел отдыхать, хотя вроде валил не ногами, а руками :-). Шура со Славой докончили дело. Кончик лиственницы не долетел до другого берега метров пять, и ее смыло потоком. И мы опять продолжили продираться по правому берегу. Эх, а на левом берегу, наверное, асфальтированная тропа :-)

Камеру я практически забросил и не снимал, Ирка тоже не берет камеру в руки. С одной стороны напряг с ногой, который не дает сосредоточиться на искусстве, с другой видов почти нет - кусты и бурелом, иногда вид на реку, ущелье достаточно узкое. Теперь я немного жалею об этом, т.к. это один из колоритов похода. Погода была нормальная.

Бабком (Таня, Наташа, Настя) регулярно забирает карту у Шуры, дабы оценить обстановку :-). Расстояние они меряют в квадратиках, которые прошли или нужно пройти. Постоянно просят ткнуть в карту и объяснить, где мы находимся и сколько мы прошли… штурманы, ёлы-палы :-). Результаты медитаций над картой неутешительные, скорость опять не превышает 1 км/ч. Все места потенциальных бродов на другой берег на поверку оказываются небродильными.

Очередная ночевка, и нам остается один квадратик (2 км) до точки, где мы уже были – брод через Пезо. Пара ходок, и мы на знакомом месте. Практически сходу штурмуем реку. Вода так и не нагрелась за пару недель, и ноги снова сводит к концу брода. И вот она тропа – Бродвей с деревьями, поваленными поперек :-). Сразу побежали по тропе, пытаясь отогреть ноги. На мой стиль бега без слез не взглянешь, но я пытаюсь :-). Дошли до нашей прошлой стоянки. Спешить нам некуда, т.к. в запасе есть полтора дня. Встаем, обедаем на уже знакомом месте. Расслабляемся, обедаем, ужинаем. Вечером, а потом с утра красивейший туман над рекой, делаем массу фоток… про камеру я забыл :-(. Похоже, накопленная усталость и больная нога совсем подкосили мой разум. На этой стоянке решил половить рыбу, но она упорно не хотела выпрыгивать ко мне в пакет… а по-другому я не умею :-). Наш рыбный улов за весь поход – это пойманный один дурной хариус, который мы просто посолили и через пару часов съели, ничего себе так селедка получилась :-)

Мысль о том, что до этого места мы дошли всего за день, а у нас целых 3 дня, очень грела. Конечно, еще были 24 км по лесовозной дороге, но вдруг там окажется шальная машина, которая подвезет. Пошли. И тут я понял, что компенсируя инвалидность правой ноги, я потянул лодыжку левой. Идти стало совсем тоскливо, тропа уже не радовала. Всяко-разно пытался бинтовать и мазать финалгоном лодыжку и коленку. Т.к. был запас по времени, на обеде решаем дальше не идти.

Часть желающих после обеда отправились в радиалку, часть из них по возвращению были жалеющими :-). Видать, усталость накопилась, и организм воспротивился дополнительным нагрузкам. Зато они от пуза наелись черники и брусники и малины, даже принесли оставшимся в лагере по целой кружке ягод. Потом на фотках я видел красивые виды ручья среди камней и интересные пейзажи горелого леса. Ожидая возвращения «желающих», было понятно, что они будут по уши мокрые, и я приложил массу своих хромых усилий, дабы сделать сушильный костер, он пришелся кстати. Надо заметить, что это была одна из немногих стоянок, на которой был небольшой напряг с дровами. «Напряг» в тайге с дровами, это когда за дровами нужно идти дальше чем 10 шагов от костра :-)

Утром, подъем в 6.00 как обычно – мы типа никуда не спешим :-). Шура своим прогулочным шагом возглавил группу, остальные вприпрыжку побежали за ним… Темп, конечно, был нормальный, но народ упорно пытался отстать. Я не отставал, жаль что я не видел со стороны, походка у меня, наверное, была отпадная. Опираюсь на палку и безуспешно пытаюсь сделать шаг без боли, ну или хотя бы чтоб она не была столь сильной. По дороге встретили свежие следы медведя, это были, наверное, самые крупные из тех, которые мы видели. Бодро добежали до болота, на сей раз решили пересечь его по тропе. Без тропы было дольше, но суше. Тропа прошла по такой топи, что некоторые члены экспедиции проваливались по члены :) И вот она, р.Кулижа, родные бревна, и мы на лесовозной дороге. Обед, солнце – красота. Но такси нам не подали, и мы почапали по дороге. Легко до вечера сделали 10 км, 4-5 км/ч скорость по таежным меркам просто космическая. Бабком радовался пройденным квадратикам :-) Пятница вечер, нам навстречу проехало несколько машин, местные выезжают за ягодами. С утра в субботу проехало еще несколько машин нам навстречу… и не одного попутного лесовоза. По дороге шлось весело, можно было нормально идти рядом и болтать. Так мы весело доскакали до поселка Орьё и напали на местный магаз, хотя поход голодным не назовешь, но народ соскучился по сыркам, хлебу и другой привычной в быту еде. Т.к. был сильный ветер и довольно прохладно, я поставил палатку, где часть народу коротало время до приезда нашего автобуса. Темнело, а его все не было. Мы немного нервничали - до аэропорта 350 км, а там нужно быть к 12:00. Связи нет никакой, несмотря на то, что поселок большой, нет ни сотовой, ни стационарной телефонии. Позвонить водителю и узнать, не забыл ли он про нас, невозможно. И вот – УРА, наш басик! Водила опоздал на 2 минуты и это при расстоянии 350 км, т.е. он обещал приехать с 9 до 10 вечера, а приехал в 10:02. Как потом выяснилось, он пробил колесо и потерял довольно много времени на починку. Народ загрузился в автобус и опять давай жрать – ну сколько можно?! В перерывах пытались разыграть слонов. Сколько было неудачных кругов сосчитать невозможно, некоторые уже отчаялись и пытались к такой невезухе притянуть теорию вероятности. Но все кончилось благополучно, никто не застрелился :-) По плану водила нас должен был выгрузить в аэропорту, но сжалился над нами, ведь приехали мы в Красноярск в 2 часа ночи, и выгрузил в квартире своего отца. Хата, конечно, не с евроремонтом, а совсем наоборот, но на халяву да в 2 часа ночи и уксус сладкий. Утром ровно в девять он заехал за нами, «поездную бригаду» отвезли на вокзал. «Отвезли» не совсем правильное слово – «автобусная экскурсия» по Красноярску. Дальше в аэропорт. В общем водиле (его вроде Дима зовут) отдельный респект за подход к бизнесу!

Аэропорт. А я никому не скажу, что Денис через спецконтроль пронес ножик на борт самолета :-)… не специально, конечно, просто забыл сдать его в багаж. Но он сделал это! Может ему бросить программирование, да заняться контрабандой :-). Обратно полет занял всего один час, хотя летели пять… вот такие парадоксы.

ВСЁ.

Таёжные красоты

Чемпионат по спортивной гимнастике... упражнения на бревне :-)

На границе леса

Пытаюсь заснять последствия селя

2-ой оператор

Дениске большое спасибо за фотки
Танюшке - за редактирование текста.